Уже 12 лет добровольцы поисково-спасательного отряда «Волонтер», входит в ассоциацию Поиск пропавших детей, ищут потерявшихся и пропавших людей в Нижегородской области. Волонтеры бросают все свои дела и выезжают в дальние районы даже ночью, чтобы найти заплутавшего в лесу ребенка, очередного незадачливого грибника или подростка из непростой семьи. У отряда 25 филиалов в Нижегородской области, но людей все равно всегда не хватает. Среди добровольцев – эксперты по картографии, кинологи, медики, спасатели и инфорги. Последние обычно находятся дома, но обрабатывают заявки, создают ориентировки и обновляют сведения. Поиски широко освещают СМИ, а после публикаций в отряд обращаются воодушевленные люди, которые «хотят попробовать». Как показывает опыт, остаются единицы.
У нас не та сфера, где можно прийти один раз и что-то сделать. Вернее, прийти можно, но эффективность будет невысока. В лесу нет времени соображать, какие кнопки нажимать на навигаторе и как читать карту, поэтому в свободное время нужно много внимания уделять учебе и физическим тренировкам. Непросто проходить по 10-15 километров в день по бурелому и болотам. Даже работать на телефоне надо сначала учиться.
Сергей Шухрин, основатель и координатор ПСО «Волонтер»
Хочешь участвовать – репостни
Эффективность поиска в разы повышает информационная кампания. Она решает несколько задач: найти волонтеров «на месте», разыскать и опросить возможных свидетелей, разместить ориентировки пропавших, расклеить листовки. Здесь незаменимы социальные сети и мессенджеры. На этом этапе присоединиться и помочь репостом могут все желающие. Правда, сотрудники отряда напоминают активным пользователям, что после репоста желательно следить за новостями о поиске. Часто бывает так: человек уже найден, дома и счастлив, но его ориентировка еще долго «кочует» с личных страниц в Telegram-каналы, паблики и обратно.
На месте, в штабе поиска, желающим помочь будут тоже рады, но сразу им не доверят серьезную работу, скорее, предложат ставить аккумуляторы на зарядку, расклеивать листовки и делать простую работу. Обижаться не надо, ведь кто-то уже в сложной или опасной ситуации и ждет помощи, а обучение новичка некстати добавит волонтерам новой работы.
Искусственный интеллект в помощь
Сейчас в труднопроходимой местности или на больших территориях отряд активно использует дроны. Они делают тысячи фотографий, которые участники ПСО загружают в нейросеть. Искусственный интеллект в автоматическом режиме отсеивает снимки, где человека точно нет. Файлы, вызывающие сомнение, проверяют люди – группа просмотра и принимают решение, куда идти в первую очередь. Так территория поиска может уменьшиться на десятки квадратных километров.
Основные инструменты волонтера: мобильный телефон, компьютер и нейросеть
Поисковый отряд старается использовать все доступные технологии, они помогают сберечь самое важное – время и людей. Основным каналом сбора информации с момента появления ПСО «Волонтер» остается круглосуточная телефонная горячая линия, последние семь лет расходы на ее обслуживание берет на себя Tele2. Только за 2022 год поступило 2449 обращений – по этим заявкам найдены живыми 1299 взрослых и 542 ребенка.
Потенциальные сотрудники горячей линии сначала обучаются специфике общения с людьми, оказавшимися в чрезвычайной ситуации, а также их родственниками, заучивают скрипты таких разговоров и лишь потом допускаются к работе. «На телефоне» нагрузка ненормированная. Летом за сутки на горячую линию иногда поступает более 120 звонков, каждый из которых может оказаться чьим-то шансом на жизнь. Для более эффективной работы телефонную линию трансформировали в многоканальную, соединенную с корпоративной АТС Tele2.
У АТС есть несколько основных преимуществ, которые имеют ключевое значение. Первое – это фиксация всех звонков, даты, времени, сохранение номеров. Второе – запись входящих вызовов, потому что иногда спустя полгода или год нам надо найти абонента, зафиксировать во сколько был разговор и о чем.
Сергей Шухрин
Все записи бессрочно хранятся в выделенном «облаке». На круглосуточной горячей линии постоянно дежурят несколько человек, но, если возникает необходимость, АТС позволяет переадресовать звонки на любого абонента, все можно сделать в пару кликов в личном кабинете.
Заявки с горячей линии операторы размещают в чате ПСО уже через пару минут, в экстренных случаях выкладывают аудиозапись, но чаще звонки преобразуют в короткий текст, например: «Ребенок, 8 лет, Бор». Его видят все добровольцы региона, пока они заводят машины и собирают необходимые вещи. Ключевой участник поиска – инфорг, человек с 300-м уровнем психологической прочности. Он общается с заявителем, составляет ориентировку, и уже через 15-20 минут в чате есть максимально подробные данные. Раньше сбор и обработка информации занимали до часа. Время – главный враг в поиске пропавших. За час территория поиска потерявшегося в лесу человека, идущего в неизвестном направлении, вырастает в три раза: с 4 до 12 квадратных километров.
В последние пять лет число обращений на горячую линию увеличилось в разы. Волонтеры помогли жителям региона понять главное: не ждать сутки или три дня, а сразу звонить и сообщать об исчезновении человека.
Как здорово, когда поиски заканчиваются успехом и на линию поступают приятные звонки.
В архивах АТС, кроме аудиофайлов с просьбами о помощи, скопились записи, которые греют душу – смешные и душевные. Люди звонят сказать спасибо, иногда рыдают. Волонтеры стараются не распространять информацию, когда и при каких обстоятельствах поиск закончен, но сложно передать словами эмоции, когда видишь в чате самые главные слова: «Найден! Жив!», а потом еще и слышишь звонки с благодарностью.
Сергей Шухрин