Серия учений по поиску пропавших продолжается. На этот раз руководитель аналитического отдела Ассоциации “Поиск пропавших детей” Павел Самойлов отправился в Великий Новгород на учения поискового отряда “Феникс”. Напомним, что в ноябре прошли учения в Твери.
Вместо эпиграфа: “Если кто тебе скажет,что учить других просто – назови такого лжецом и гони его из своего дома до базарных ворот. Если кто тебе скажет, что учиться легко – сделай тоже самое!”
За все время проведения тренингов по поиску детей в условиях мегаполиса я практически не видел толком ни одного города, в котором был. В Ярославле посмотреть на новую набережную выбрался только в шестой или седьмой визит. В Череповце запомнился лишь снег и ночная тишина выселок, где меня любезно приютил отряд. В Твери – великолепное в своей заброшенности здание речного вокзала. В Великом Новгороде я обозревал стены Кремля с другого берега ночного Волхова, сверяя “на месте” легенду поиска.
Поэтому данный рассказ будет не о городе. Он будет о людях, его населяющих. И то лишь о малой их части – поисковый отряд “Феникс”.
Есть что-то неправильное (с точки зрения обывателя) в том, кто меняет домашний уют и посиделки с друзьями на неудобный жесткий стул в учебном классе. Тем более, что тема занятия не “Как заработать мильён баксов и остаться на свободе” или “Машина бизнес-класса за три ночи. Уроки владения телом”. Тема совсем другая. “Основы поиска детей в условиях мегаполиса” – скучно, пахнет подвалами, чердаками, заброшенными зданиями и чужой бедой.
В классе не было случайных людей. Все точно знали, для чего они здесь, почему обменяли отдых в единственный свой выходной на “скучную обучалку”.
Невозможно сделать из неподготовленного человека профессионала городского поиска за два дня. Вот совсем. Как бы не старался инструктор и как бы не хотели этого сами волонтеры. Можно лишь научить человека правильно думать, задавать верные вопросы. Розыск ребенка в условиях города – это поиск информации о нем. Кто видел малыша, где и какие камеры наблюдения зафиксировали его путь из школы до дома? Где он может быть сейчас, если жив? И это всегда дефицит времени при наличии массы стрессовых факторов. Казалось бы, что в этом сложного -правильно спросить: “Видели ли вы этого ребенка?” И, получив ответ: “Нет, не видел”, спокойно пойти дальше. Как показал опыт – сложно, очень. Этому учатся годами – оперативники, следователи, дознаватели. И волонтеры. Если есть цель – найти ребенка живым.
Почти пять часов теории пролетели одним махом. Куча заданных вопросов, обмен мнениями и живое общение – было видно, что “фениксы” не играют в модную ныне игру “будь социально активным гражданином”, что их реально волнует свой профессиональный (в качестве специалиста по поиску детей в городе) уровень.
Отряд разноплановый – это и битые жизнью мужики, охотники, бывшие сотрудники силовых ведомств с реальным боевым опытом, педагоги, хрупкие барышни-инфорги. На мой взгляд, здесь нет “случайных людей”. Это всегда видно – случайного человека. Ему становится скучно уже через полтора часа. Это же очень скучное занятие – учиться правильно искать человека. Надо запомнить огромный массив информации: характеристики различных объектов инфраструктуры города, правила поведения при опросе, основы личной безопасности и контроля и много чего еще. Случайному человеку все это не нужно. И как только кончается “драйв массовых поисков”, случайные люди уходят из волонтерских отрядов.
Вторая половина дня была посвящена не осмотру города и окрестностей, увы. Мы сводили заново легенду “практического” дня. Готовили реквизит для отработки навыков работы в забросах, вещи условно пропавшей школьницы, проверяли страницы социальных сетей.
Описывать подробно второй день не буду. Отмечу только одно: отряд старался. Старался изо всех сил. Почти не имея опыта работы по поиску ребенка в городе, продолжал искать. Инфорги отбрасывали одну версию за другой. Даже понимая, что город вдруг предстал совсем с другой стороны и “мы его совсем не знаем”, продолжали работать. Три часа напряжения сил и психики, проверка на способность принимать решения при дефиците времени и активном внешнем стрессовом воздействии инструкторов (проводящий тренинг и психолог, она же основной действующий персонаж). Все для одной только фразы: “Девочка в гостинице “Россия”, нужно посылать за ней экипаж!”
Разбор ошибок. Сначала со всем отрядом, потом только с руководством. Шаг за шагом – какие решения были приняты и почему, что можно и нужно улучшить. И многое, многое другое. Ошибки были. Их не может не быть, сколько бы отряд не тренировался. Главное, чтобы они не становились препятствием для повышения профессионального уровня. Для шага вперед. В прямом и переносном смысле: в темноту заброса, хлябь болот или в дверь кабинета “высокого начальства”. “Феникс” такой шаг сделал.
Город провожал меня снегом, падавшим хлопьями на полупустой перрон. И только сейчас на меня стало наваливаться чувство усталости, смешанное с грустью из-за расставания с ребятами-фениксами, ибо все кончилось и надо уезжать. Где-то внутри зрела радостная уверенность: старался не зря, и твой труд позволит спасти хотя бы еще одну маленькую жизнь.
Спасибо, Господин Великий Новгород. Ты велик не только своим Кремлем и давней историей – ты велик своими жителями. В данном случае – волонтерами ВПСО “Феникс”.
Автор: Павел Самойлов
Фото: ВПСО “Феникс”