Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, а также учениками по отношению к учителю. Подразделяется оно на эмоциональное и физическое.
Эмоциональное насилие — это совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение его психологического благополучия. Оно вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.
Эмоциональное насилие может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, бесконечных замечаний и необъективных оценок, высмеивания, унижения в присутствии других детей, а также в виде отторжения, изоляции, отказа от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и т. д. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
[heading]Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:[/heading]
• физические недостатки (дети, носящие очки, имеющие сниженный слух или страдающие, например, ДЦП, то есть дети, которые не могут дать адекватный отпор и защитить себя);
• особенности поведения (например, замкнутые дети или дети с импульсивным поведением);
• особенности внешности (все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела и т. д.);
• плохие социальные навыки (дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения, легче принимают роль жертвы, смиряются с ситуацией как с неизбежностью, часто даже находят оправдание насильнику: «…ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это»);
• страх перед школой (чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее; иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых у самих были проблемы в школьном возрасте);
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети, не посещавшие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад);
• болезни (существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дискалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.);
• низкий интеллект и трудности в обучении (плохая успеваемость формирует низкую самооценку, которая, в свою очередь, в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации, то есть ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником).
[heading]Каковы последствия школьного насилия? [/heading]
Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «…Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
[heading]Что могут сделать родители ребенка, подвергающегося регулярным издевательствам со стороны других детей, что может сделать сам ребенок, чтобы защитить себя?[/heading]
В попытке ответа на этот вопрос одной из первых приходит на ум мысль о том, что ребенок может пожаловаться учителям. И если один или несколько учителей в школе, которые знакомы с ребенком и его одноклассниками, настроены на поддержание порядка и дисциплины среди учеников, то они могут попытаться помочь ему. Но нужно учитывать, что в большинстве случаев систематические издевательства в школе известны педагогам, но попускаются ими. Как правило, качество работы учителей совпадает с качеством отношений в коллективах детей, которых они обучают.
Когда насилие со стороны сверстников уже произошло или пошел процесс постоянного морального давления, издевательств, это означает, что психика ребенка либо слаба, либо имеет серьезные изъяны, которые срочно нужно исправлять. Родители должны немедленно заняться этим, пока психика ребенка не будет ключевым образом повреждена его ролью изгоя в коллективе, пока его система ценностей не будет изуродована бессмысленной жестокостью его школьных врагов.
Если ребенок становится хронической жертвой, постоянно возвращается домой расстроенным причиненными ему обидами или даже в синяках, большинство его одноклассников считают возможным задирать его или говорить ему какие-то гадости, то с ребенком нужно срочно работать, и в первую очередь его нужно изъять из той среды, в которой он находится. Если есть возможность его забрать на какое-то время из школы, это идеальное решение. Выбор же, менять или не менять школу, зависит от того, есть ли в ней адекватные учителя и директор, готовые стать союзниками ребенку, готовые поддержать его и поставить на место его обидчиков.
Но в любом случае вся основная работа с ребенком по его подготовке к сопротивлению насилию должна проводиться в семье. Мы исходим, естественно, из того постулата, что семья – это место, где ребенок любим и защищен, и желательно обоими родителями. Такие крайние случаи, когда над ребенком издеваются и в семье, и в школе, мы сейчас не берем. Если семья любит ребенка, находится на его стороне, то именно она должна готовить его к детскому саду, школе и вообще к социальной жизни в любом учреждении длительного пребывания. Техника общения с другими людьми никому она дается сразу от рождения, сама по себе, ей обучаются в семье и далее в обществе. В наше время существуют также детские тренинговые и игровые группы, и их услугами тоже можно воспользоваться.
Очень важно, чтобы ребенок знал самого себя, свои достоинства и недостатки. И если кто-то ему скажет что-то неприятное о нем, у него не должно быть причин на то, чтобы переживать, усомниться в себе, комплексовать. У него должно быть свое собственное мнение, более ценное, чем слова другого человека.
[heading]Самое главное: с ребенком надо постоянно работать, отслеживать изменения в его настроении, интересоваться его делами в школе и помогать ему справляться с ними. Если просто убрать ребенка в другую школу, не пытаясь помочь ему научиться защищать себя, то и в новой школе он, с уже деформированной психикой, создаст все предпосылки к тому, чтобы опять стать жертвой, изгоем. Он уже сам будет провоцировать по отношению к себе насилие своими психологическими брешами и своим неумением общаться.[/heading]